emblema Воскресенье, 19.05.2024, 01:11
  ГАУ "КЦСОН "Спутник" г.Верхняя Пышма"
Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Уральских рабочих, 47
Тел./ факс: (34368) 5-37-94

E-mail: soc063@egov66.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новости [83]
Новости
Мероприятия [330]
Мероприятия
Объявления [226]
Объявления
Это интересно [30]
Это интересно

Последние новости

НОВЫЙ АДРЕС САЙТА!
Приглашаем на компьютерные курсы




Прямые линии


График проведения «прямых линий» с гражданами по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства социальной политики Свердловской области, в 2017 году
Обращения граждан в организации социального обслуживания и территориальные управления
Banner1
Работа в России
Новое в законодательстве
442fz
Наш опрос
Оцените открытость и доступность информации на сайте
Всего ответов: 47
Мы в соц.сетях
Верхняя Пышма
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





Главная » 2014 » Июнь » 5 » Хорошая память в любом возрасте (Журнал "Будь здоров №12 2013г")
11:23
Хорошая память в любом возрасте (Журнал "Будь здоров №12 2013г")

   «Память еще не раскрыла ученым всех сво­их секретов, однако чтобы улучшить ее ра­боту, нет надобности ждать, когда появится совершенная теория. Уже сейчас можно с уверенностью обосновать важные особен­ности этой фундаментальной способности ума и научиться ею пользоваться», - гово­рится в предисловии к книге Даниэль Лапп «Улучшаем память в любом возрасте». Эта книга стала итогом ее десятилетних иссле­дований на факультете психологических на­ук в Стэнфордском университете (США).

   Большинство людей считает, что память, подобно красоте, дана нам от рождения и улучшить ее невозможно. Однако, по мнению специалистов, она поддается развитию. Любой человек может научиться управлять каждым из трех ее этапов: запоминание материала, его упорядочивание и последую­щее извлечение из памяти. Ос­воить эти навыки позволяют спе­циальные упражнения. «Память - искусство, требующее ежеднев­ных тренировок, но это приятные занятия, приносящие удовлетво­рение», - пишет Даниэль Лапп.

Запись информации

   Как ни удивительно, в большин­стве случаев наша память и без участия сознания хорошо делает свое дело. Человек бессозна­тельно сортирует поступающую в мозг информацию: все, что важно, оставляет для хранения, остальное отбрасывает. Пробле­мы возникают, когда полезная информация не запоминается, в повседневной жизни это достав­ляет большие неудобства. Цель обучения по системе Даниэль Лапп - научиться сознательно делать то, что наш мозг не осу­ществляет бессознательно.

  Сейчас признано, что удачное структурное оформление инфор­мации значительно облегчает ра­боту памяти. Заметим, что спо­собность к организации запоми­наемого материала, так же как и к концентрации внимания, не явля­ется врожденной. То и другое при­обретается в результате обуче­ния, и потому ни в каком возрасте не поздно начать упражняться и совершенствовать свои умения. Это видно на примере многих испытуемых старше 55 лет, принимавших участие в исследованиях Даниэль Лапп. Хотя само обуче­ние отнимало у них несколько больше времени, чем у более мо­лодых, они с успехом освоили но­вые стратегии мышления.

     Механизм функционирования памяти можно представить в ви­де цепи:

Потребность или интерес - Мотивация - Внимание - Кон­центрация - Организация

  Забывание происходит вся­кий раз при разрыве этой цепи. Возможны три причины разрыва связи между звеньями:

  • отсутствие потребности, интереса или мотивации;
  • недостаток внимания или концентрации внимания;
  • плохая организация мате­риала.

   Почему беспокойство или де­прессия так часто ухудшают ра­боту памяти? Когда человек нахо­дится в подавленном состоянии, у него отсутствуют интерес и мо­тивация, и ему очень трудно со­средоточить внимание. Когда мы чем-то сильно обеспокоены, на­ши мысли сфокусированы имен­но на этом, поэтому мы не спо­собны воспринимать остальное.

   Чем четче информация запи­сана, тем легче ее отыскать. Хо­рошую запись обеспечивают три условия: концентрация внима­ния, образ, ассоциация.

Образ и ассоциация

   Когда вы что-нибудь видите, слы­шите, трогаете, ощущаете какой-либо вкус или запах и одновременно вспоминаете о чем-то дру­гом (о месте, человеке, чувстве), вы реагируете на некий стимул. Воспоминания всплывают сами по себе, независимо от вашей во­ли, и, как в цепной реакции, одно пробуждает другое. Оказывается, можно добиться определенного контроля над механизмом вызова воспоминаний из памяти, подби­рая подходящие ассоциации.

   Даниэль Лапп приводит такой пример. Чтобы не забывать дома зонтик, соедините его в своем воображении с входной дверью. Представьте во всех подробнос­тях порог, через который вам при­ходится переступать, выходя из дома, и поместите в дверной проем широко раскрытый зонтик. На несколько мгновений задер­жите в уме эту комбинацию обра­зов. В следующий раз, когда вы увидите входную дверь, зонтик сам всплывет в вашей памяти.

   Подбирая ассоциацию к об­разу, старайтесь найти такой стимул, с которым вы неизбежно в надлежащий момент столкне­тесь: он послужит «включате­лем» мысленного образа вещи, о которой вам надо вспомнить.

  Формирование мысленных образов облегчает процесс вспоминания - самое слабое звено всей цепи: оно обеспечит надежную запись информации в долговременной памяти и по­даст сигнал для ее розыска.

Физиология памяти

  Структуры, ответственные за па­мять,   разбросаны   по   многим участкам головного мозга, но особое значение имеет гиппокамп -  область в основании височной до ли каждого из полушарии.

 В гиппокампе содержится большое количество ацетилхолина, который является нейромедиатором (так называются хими­ческие вещества, передающие сигналы от одной нервной клетки к другой). Если ацетилхолина в мозгу недостаточно, возникают нарушения памяти. В качестве грубой аналогии можно привести остановку машины из-за нехват­ки бензина. Чтобы восстановить нормальный уровень ацетилхо­лина (и тем самым память), врачи иногда рекомендуют препараты холина, однако результаты такого лечения непредсказуемы и часто разочаровывают.

 Второй причиной рас­стройств памяти может стать на­рушение метаболизма (обмена веществ) головного мозга, раз­вивающееся в старости.

  Сейчас имеется возможность исследовать психическую актив­ность, регистрируя возникаю­щие в мозгу электрические токи в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Если обмен веществ во всем организме замедляется, как это бывает в старости, то от­мечается ослабление также и волн электрической активности мозга. Похоже, что степень этого ослабления соответствует сте­пени развития мозговых рас­стройств. Заметим, однако, что существуют значительные инди­видуальные различия, причем у пожилых людей они выражены  сильнее, чем у более молодых.

   Три вида памяти

  Информация, которую мы желаем запомнить, подвергается в нашем мозге обработке - своеобразно­му кодированию. Оно представ­ляет собой модель типа «стимул - ответ», в которой стимул - это внешний сигнал, воспринимае­мый нашими органами чувств. Стимул регистрируется, а затем «укладывается»   определенным образом в систему следов памя­ти. В дальнейшем при появлении нового стимула ответная реакция может происходить уже с учетом ранее записанной информации. Иными словами, всякое впечатле­ние попадает в мозг через органы чувств: мы что-то видим, слышим, обоняем, осязаем или ощущаем вкус. Если какое-то явление свя­зано с поступлением достаточно сильных сигналов сразу с не­скольких органов чувств, оно за­поминается лучше. Используя эти сигналы, можно значительно уве­личить свои шансы на вспомина­ние чего-либо.

  Непосредственная (сенсор­ная) память сохраняет следы от впечатлений, полученных в про­шлом. Ухудшается она редко, так как в данном случае нет надобнос­ти в прочной записи, а извлечение информации происходит автома­тически и притом почти одновре­менно с самим восприятием, так что забыть просто нет времени. Хороший пример использования  такого процесса - набор текста на клавиатуре. При чтении текста слово запоминается лишь на то короткое время (примерно на се­кунду), которое необходимо для его воспроизведения, потом оно забывается, а его место занимает следующее слово и т. д. Интерес­но отметить, что у людей, страда­ющих амнезией, непосредствен­ная память обычно не нарушена, но, к сожалению, она не может за­менить долговременную.

  Кратковременная (рабочая) память сохраняет информацию примерно до пяти секунд. Это оперативная память, в которой удерживается не более семи эле­ментов, - своего рода камера хра­нения с семью ячейками. Она дей­ствует  по   принципу  картотеки ссылок, с помощью которой мож­но извлечь более подробную ин­формацию. Эти семь ячеек могут содержать в себе понятия или идеи, способные в свою очередь пробуждать ассоциации (неволь­но возникающие в голове связи между образами, идеями, ощуще­ниями и т. п.) и реминисценции (не совсем точные воспоминания). Содержимое    кратковременной памяти сохраняется дольше при непрерывном повторении. При­мером тому служит повторное на­бирание номера телефона, когда не удается куда-то дозвониться.

 Оба типа памяти не нуждаются в сложном мыслительном про­цессе, поэтому они поверхност­ны и чувствительны к посторон­ним вмешательствам. Если пре­рвать человека в тот момент, ког­да он печатает фразу или набирает номер телефона, ему придется воспроизвести все с начала.

  Долговременная память требу­ет более длительных и сложных мысленных операций. Срок ее действия может сильно варьиро­ваться. В долговременную память бессознательно или сознательно записывается существенная для нас информация. Это кодирова­ние подразумевает включение за­писываемой новой информации в определенный контекст - в соот­ветствии с ее смыслом. Без долго­временной памяти стало бы не­возможным обучение. Всякое но­вое знание в той или иной мере связано с тем, что уже известно, наш ум здесь не только прибегает к механическому повторению, как в случае кратковременного запо­минания, но стремится установить связи и интерпретировать новую информацию в соответствии с уже имеющейся старой. Например, когда актеры учат роль, они снача­ла тщательно анализируют текст, а затем на этой основе воспроизво­дят сцену, привнося в нее свои эмоции. Четкая запись в памяти новых знаний требует времени, концентрации внимания и раз­мышлений. Некоторые люди обла­дают особым даром удачно орга­низовывать элементы информа­ции для их лучшего запоминания, а те, кто к тому же наблюдателен, легко привлекают воображение для поиска подходящих ассоциа­ций. Чаще всего это не происхо­дит само собой, однако этому можно научиться и таким образом улучшить свою память.

Упражнения

   Когда вам надо что-то запо­мнить, подключайте эмоции. Это в нужный момент облегчит вам извлечение информации из памяти. Насколько важны эмо­ции при запоминании, покажет тест.

Тест на эмоции

   Перед вами - список слов и вопросы к ним. Отвечая «да» или «нет» на каждый вопрос, закры­вайте весь остальной текст, ос­тавляя лишь одну строку.

  1. Вода. Нравится ли вам со­четание «вода - необитаемый остров»?
  2. Цветок. Содержит ли это слово букву «е»?
  3. Поезд. Нравится ли вам со­четание «поезд - необитаемый остров»?
  4. Шина. Содержит ли это слово букву «е»?
  5. Месяц. Содержит ли это слово букву «е»?
  6. Нога. Нравится ли вам со­четание «нога - необитаемый ос­тров»?
  7. Шоколад. Содержит ли это слово букву «е»?
  8. Принц. Нравится ли вам со­четание «принц - необитаемый остров»?
  9. Гонец. Содержит ли это слово букву «е»?
  10. Ключи. Нравится ли вам сочетание «ключи - необитае­мый остров»?
  11. Птица. Нравится ли вам сочетание «птица - необитаемый остров»?
  12. Линейка. Содержит ли это слово букву «е»?
  13. Ботинки. Нравится ли вам
  14. сочетание «ботинки - необитае­мый остров»?
  15. Золото. Содержит ли это слово букву «е»?
  16. Книга. Нравится ли вам сочетание «книга - необитаемый остров»?
  17. Газета. Содержит ли это слово букву «е»?
  18. Конфета. Нравится ли вам сочетание «конфета - необитае­мый остров»?
  19. Хлеб. Содержит ли это слово букву «е»?
  20. Коробка. Нравится ли вам сочетание «коробка - необитае­мый остров»?
  21. Кошка. Содержит ли это слово букву «е»?

   Уберите тест и напишите по памяти все слова, которые вам запомнились.

  А теперь проанализируем по­лучившийся список. При ответе на вопросы от вас требовались оценки двух типов - эмоциональ­ная и рациональная. Просмотри­те свои ответы. Наверняка вам запомнилось больше слов, кото­рые предлагалось ассоцииро­вать с необитаемым островом. Это неудивительно, ведь при от­вете на вопрос, нравится ли вам та или иная воображаемая ситуа­ция, вам приходилось проявлять эмоции и будить воображение.

   Попробуйте вспомнить те же слова через два дня: результа­ты окажутся еще более убедительными.

Тест на внимательность

 Принимая гостей, попробуй­те провести маленький опыт, по­хожий на игру. Примерно после получаса общения попросите одного из гостей повернуться спиной к своему ближайшему соседу (или соседке) и попроси­те его ответить на ряд вопросов:

  1. Какого цвета на нем (или на ней) одежда? Как выглядит эта одежда?
  2. Носит ли сосед или сосед­ка галстук или шейный платок?
  3. Надушен ли он (или она)?
  4. Какая на нем (на ней) обувь?
  5. Имеет ли она при себе дам­скую сумочку?
  6. Носит ли она украшения? Если да, опишите их.
  7. Какие у него (у нее) волосы: цвет, тип, прическа?
  8. Какого цвета у него (у нее) глаза?

 После того как гости освои­лись, попросите их перейти в дру­гую комнату и задавайте им во­просы об обстановке в гостиной, цвете обоев, картинах или фото­графиях, светильниках и т. п.

 Находясь в транспорте, напри­мер в метро, закройте глаза и по­старайтесь вспомнить, во что одеты пассажиры на противопо­ложной скамье, сколько среди них женщин и мужчин, кто из них носит очки, бороду и т. п.

  Такие упражнения будят лю­бознательность, подчас дремлю­щую в нас, а это ключ к вниманию, которое, в свою очередь, откры­вает путь к хорошей памяти

Вера Козлова  (Журнал "Будь здоров №12 2013г")

Категория: Это интересно | Просмотров: 2020 | Добавил: Yusya | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

План мероприятий



2018 год
январь февральмарт
апрель майиюнь
июльавгустсентябрь
октябрьноябрьдекабрь









































Помощь наркозависимым
Предоставляем социальные  услуги



Общенациональная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми




Анкета по анализу удовлетворенности качеством оказания социальных услуг

Психологическая помощь
Псих помощь

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
по проблеме ВИЧ/СПИД
(343) 31 000 31

Книга почета организаций

Полезные ссылки
  • Портал государственных услуг РФ
  • Написать президенту России
  • ГО Верхняя Пышма
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Министерство социальной политики Свердловской области
  • Служба занятости населения Свердловской области
  • Защита прав потребителей Свердловской области
  • Запись на прием к врачу
  • Управление социальной политики по г.Верхняя Пышма
  • ГрифонИнфо портал г.Верхняя Пышма
  • Расписание автобусов
  • Провайдер УГМК-ТЕЛЕКОМ
  • Виртуальная школа компьютерной грамотности
    заходи и учись

    компьютерная грамотность

    Случайное фото

    Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz