«Память еще не раскрыла ученым всех своих секретов, однако чтобы улучшить ее работу, нет надобности ждать, когда появится совершенная теория. Уже сейчас можно с уверенностью обосновать важные особенности этой фундаментальной способности ума и научиться ею пользоваться», - говорится в предисловии к книге Даниэль Лапп «Улучшаем память в любом возрасте». Эта книга стала итогом ее десятилетних исследований на факультете психологических наук в Стэнфордском университете (США).
Большинство людей считает, что память, подобно красоте, дана нам от рождения и улучшить ее невозможно. Однако, по мнению специалистов, она поддается развитию. Любой человек может научиться управлять каждым из трех ее этапов: запоминание материала, его упорядочивание и последующее извлечение из памяти. Освоить эти навыки позволяют специальные упражнения. «Память - искусство, требующее ежедневных тренировок, но это приятные занятия, приносящие удовлетворение», - пишет Даниэль Лапп.
Запись информации
Как ни удивительно, в большинстве случаев наша память и без участия сознания хорошо делает свое дело. Человек бессознательно сортирует поступающую в мозг информацию: все, что важно, оставляет для хранения, остальное отбрасывает. Проблемы возникают, когда полезная информация не запоминается, в повседневной жизни это доставляет большие неудобства. Цель обучения по системе Даниэль Лапп - научиться сознательно делать то, что наш мозг не осуществляет бессознательно.
Сейчас признано, что удачное структурное оформление информации значительно облегчает работу памяти. Заметим, что способность к организации запоминаемого материала, так же как и к концентрации внимания, не является врожденной. То и другое приобретается в результате обучения, и потому ни в каком возрасте не поздно начать упражняться и совершенствовать свои умения. Это видно на примере многих испытуемых старше 55 лет, принимавших участие в исследованиях Даниэль Лапп. Хотя само обучение отнимало у них несколько больше времени, чем у более молодых, они с успехом освоили новые стратегии мышления.
Механизм функционирования памяти можно представить в виде цепи:
Потребность или интерес - Мотивация - Внимание - Концентрация - Организация
Забывание происходит всякий раз при разрыве этой цепи. Возможны три причины разрыва связи между звеньями:
- отсутствие потребности, интереса или мотивации;
- недостаток внимания или концентрации внимания;
- плохая организация материала.
Почему беспокойство или депрессия так часто ухудшают работу памяти? Когда человек находится в подавленном состоянии, у него отсутствуют интерес и мотивация, и ему очень трудно сосредоточить внимание. Когда мы чем-то сильно обеспокоены, наши мысли сфокусированы именно на этом, поэтому мы не способны воспринимать остальное.
Чем четче информация записана, тем легче ее отыскать. Хорошую запись обеспечивают три условия: концентрация внимания, образ, ассоциация.
Образ и ассоциация
Когда вы что-нибудь видите, слышите, трогаете, ощущаете какой-либо вкус или запах и одновременно вспоминаете о чем-то другом (о месте, человеке, чувстве), вы реагируете на некий стимул. Воспоминания всплывают сами по себе, независимо от вашей воли, и, как в цепной реакции, одно пробуждает другое. Оказывается, можно добиться определенного контроля над механизмом вызова воспоминаний из памяти, подбирая подходящие ассоциации.
Даниэль Лапп приводит такой пример. Чтобы не забывать дома зонтик, соедините его в своем воображении с входной дверью. Представьте во всех подробностях порог, через который вам приходится переступать, выходя из дома, и поместите в дверной проем широко раскрытый зонтик. На несколько мгновений задержите в уме эту комбинацию образов. В следующий раз, когда вы увидите входную дверь, зонтик сам всплывет в вашей памяти.
Подбирая ассоциацию к образу, старайтесь найти такой стимул, с которым вы неизбежно в надлежащий момент столкнетесь: он послужит «включателем» мысленного образа вещи, о которой вам надо вспомнить.
Формирование мысленных образов облегчает процесс вспоминания - самое слабое звено всей цепи: оно обеспечит надежную запись информации в долговременной памяти и подаст сигнал для ее розыска.
Физиология памяти
Структуры, ответственные за память, разбросаны по многим участкам головного мозга, но особое значение имеет гиппокамп - область в основании височной до ли каждого из полушарии.
В гиппокампе содержится большое количество ацетилхолина, который является нейромедиатором (так называются химические вещества, передающие сигналы от одной нервной клетки к другой). Если ацетилхолина в мозгу недостаточно, возникают нарушения памяти. В качестве грубой аналогии можно привести остановку машины из-за нехватки бензина. Чтобы восстановить нормальный уровень ацетилхолина (и тем самым память), врачи иногда рекомендуют препараты холина, однако результаты такого лечения непредсказуемы и часто разочаровывают.
Второй причиной расстройств памяти может стать нарушение метаболизма (обмена веществ) головного мозга, развивающееся в старости.
Сейчас имеется возможность исследовать психическую активность, регистрируя возникающие в мозгу электрические токи в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Если обмен веществ во всем организме замедляется, как это бывает в старости, то отмечается ослабление также и волн электрической активности мозга. Похоже, что степень этого ослабления соответствует степени развития мозговых расстройств. Заметим, однако, что существуют значительные индивидуальные различия, причем у пожилых людей они выражены сильнее, чем у более молодых.
Три вида памяти
Информация, которую мы желаем запомнить, подвергается в нашем мозге обработке - своеобразному кодированию. Оно представляет собой модель типа «стимул - ответ», в которой стимул - это внешний сигнал, воспринимаемый нашими органами чувств. Стимул регистрируется, а затем «укладывается» определенным образом в систему следов памяти. В дальнейшем при появлении нового стимула ответная реакция может происходить уже с учетом ранее записанной информации. Иными словами, всякое впечатление попадает в мозг через органы чувств: мы что-то видим, слышим, обоняем, осязаем или ощущаем вкус. Если какое-то явление связано с поступлением достаточно сильных сигналов сразу с нескольких органов чувств, оно запоминается лучше. Используя эти сигналы, можно значительно увеличить свои шансы на вспоминание чего-либо.
Непосредственная (сенсорная) память сохраняет следы от впечатлений, полученных в прошлом. Ухудшается она редко, так как в данном случае нет надобности в прочной записи, а извлечение информации происходит автоматически и притом почти одновременно с самим восприятием, так что забыть просто нет времени. Хороший пример использования такого процесса - набор текста на клавиатуре. При чтении текста слово запоминается лишь на то короткое время (примерно на секунду), которое необходимо для его воспроизведения, потом оно забывается, а его место занимает следующее слово и т. д. Интересно отметить, что у людей, страдающих амнезией, непосредственная память обычно не нарушена, но, к сожалению, она не может заменить долговременную.
Кратковременная (рабочая) память сохраняет информацию примерно до пяти секунд. Это оперативная память, в которой удерживается не более семи элементов, - своего рода камера хранения с семью ячейками. Она действует по принципу картотеки ссылок, с помощью которой можно извлечь более подробную информацию. Эти семь ячеек могут содержать в себе понятия или идеи, способные в свою очередь пробуждать ассоциации (невольно возникающие в голове связи между образами, идеями, ощущениями и т. п.) и реминисценции (не совсем точные воспоминания). Содержимое кратковременной памяти сохраняется дольше при непрерывном повторении. Примером тому служит повторное набирание номера телефона, когда не удается куда-то дозвониться.
Оба типа памяти не нуждаются в сложном мыслительном процессе, поэтому они поверхностны и чувствительны к посторонним вмешательствам. Если прервать человека в тот момент, когда он печатает фразу или набирает номер телефона, ему придется воспроизвести все с начала.
Долговременная память требует более длительных и сложных мысленных операций. Срок ее действия может сильно варьироваться. В долговременную память бессознательно или сознательно записывается существенная для нас информация. Это кодирование подразумевает включение записываемой новой информации в определенный контекст - в соответствии с ее смыслом. Без долговременной памяти стало бы невозможным обучение. Всякое новое знание в той или иной мере связано с тем, что уже известно, наш ум здесь не только прибегает к механическому повторению, как в случае кратковременного запоминания, но стремится установить связи и интерпретировать новую информацию в соответствии с уже имеющейся старой. Например, когда актеры учат роль, они сначала тщательно анализируют текст, а затем на этой основе воспроизводят сцену, привнося в нее свои эмоции. Четкая запись в памяти новых знаний требует времени, концентрации внимания и размышлений. Некоторые люди обладают особым даром удачно организовывать элементы информации для их лучшего запоминания, а те, кто к тому же наблюдателен, легко привлекают воображение для поиска подходящих ассоциаций. Чаще всего это не происходит само собой, однако этому можно научиться и таким образом улучшить свою память.
Упражнения
Когда вам надо что-то запомнить, подключайте эмоции. Это в нужный момент облегчит вам извлечение информации из памяти. Насколько важны эмоции при запоминании, покажет тест.
Тест на эмоции
Перед вами - список слов и вопросы к ним. Отвечая «да» или «нет» на каждый вопрос, закрывайте весь остальной текст, оставляя лишь одну строку.
- Вода. Нравится ли вам сочетание «вода - необитаемый остров»?
- Цветок. Содержит ли это слово букву «е»?
- Поезд. Нравится ли вам сочетание «поезд - необитаемый остров»?
- Шина. Содержит ли это слово букву «е»?
- Месяц. Содержит ли это слово букву «е»?
- Нога. Нравится ли вам сочетание «нога - необитаемый остров»?
- Шоколад. Содержит ли это слово букву «е»?
- Принц. Нравится ли вам сочетание «принц - необитаемый остров»?
- Гонец. Содержит ли это слово букву «е»?
- Ключи. Нравится ли вам сочетание «ключи - необитаемый остров»?
- Птица. Нравится ли вам сочетание «птица - необитаемый остров»?
- Линейка. Содержит ли это слово букву «е»?
- Ботинки. Нравится ли вам
- сочетание «ботинки - необитаемый остров»?
- Золото. Содержит ли это слово букву «е»?
- Книга. Нравится ли вам сочетание «книга - необитаемый остров»?
- Газета. Содержит ли это слово букву «е»?
- Конфета. Нравится ли вам сочетание «конфета - необитаемый остров»?
- Хлеб. Содержит ли это слово букву «е»?
- Коробка. Нравится ли вам сочетание «коробка - необитаемый остров»?
- Кошка. Содержит ли это слово букву «е»?
Уберите тест и напишите по памяти все слова, которые вам запомнились.
А теперь проанализируем получившийся список. При ответе на вопросы от вас требовались оценки двух типов - эмоциональная и рациональная. Просмотрите свои ответы. Наверняка вам запомнилось больше слов, которые предлагалось ассоциировать с необитаемым островом. Это неудивительно, ведь при ответе на вопрос, нравится ли вам та или иная воображаемая ситуация, вам приходилось проявлять эмоции и будить воображение.
Попробуйте вспомнить те же слова через два дня: результаты окажутся еще более убедительными.
Тест на внимательность
Принимая гостей, попробуйте провести маленький опыт, похожий на игру. Примерно после получаса общения попросите одного из гостей повернуться спиной к своему ближайшему соседу (или соседке) и попросите его ответить на ряд вопросов:
- Какого цвета на нем (или на ней) одежда? Как выглядит эта одежда?
- Носит ли сосед или соседка галстук или шейный платок?
- Надушен ли он (или она)?
- Какая на нем (на ней) обувь?
- Имеет ли она при себе дамскую сумочку?
- Носит ли она украшения? Если да, опишите их.
- Какие у него (у нее) волосы: цвет, тип, прическа?
- Какого цвета у него (у нее) глаза?
После того как гости освоились, попросите их перейти в другую комнату и задавайте им вопросы об обстановке в гостиной, цвете обоев, картинах или фотографиях, светильниках и т. п.
Находясь в транспорте, например в метро, закройте глаза и постарайтесь вспомнить, во что одеты пассажиры на противоположной скамье, сколько среди них женщин и мужчин, кто из них носит очки, бороду и т. п.
Такие упражнения будят любознательность, подчас дремлющую в нас, а это ключ к вниманию, которое, в свою очередь, открывает путь к хорошей памяти
Вера Козлова (Журнал "Будь здоров №12 2013г") |