Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" принят на смену с 1 января 2015 г. двух законодательных актов - Федеральных законов "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", действовавших с 1995 года.
Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в России, повышение его уровня, качества и эффективности, устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в России, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Законом определяются основные принципы социального обслуживания, уточняется содержание ряда основных понятий, применяемых в сфере социального обслуживания, определяются формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания.
Законом определен перечень полномочий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ.
Действие Закона распространяется на граждан РФ, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, беженцев.
Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения как в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания.
Законом вводятся новые понятия "получатель социальных услуг", "поставщик социальных услуг", "профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании", понятие "стандарт социальной услуги" излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.
В Законе не содержится понятия "трудная жизненная ситуация", ранее определенная Законом 1995 г. об основах социального обслуживания населения. Вместо этого в ст. 15 четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании.
Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания, в нашем случае это Управление социальной политики по г. Верхняя Пышма, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ст. 16 Закона).
В развитие закона в Свердловской области принят закон «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области» № 108-ОЗ от 3.12.2014 г.
Для исполнения закона приняты ряд подзаконных актов, приказов, постановлений, предстоит еще установить тарифы на социальные услуги. Пока можно сказать только, что для тех граждан, у которых ранее были заключены договоры, тарифы этих договоров в течение 6-ти месяцев меняться не будут.
В развитие закона 442-ФЗ в Свердловской области принят закон «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области» № 108-ОЗ от 3.12.2014 г. В этом законе расширен список категорий граждан, которым социальные услуги оказываются бесплатно; если в федеральном законе это несовершеннолетние дети и лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, то постановлением 1149-ПП, принятым в целях исполнения 108-ОЗ это еще и инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших в период войны с Японией, вдовы (вдовцы) умерших инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Иным категориям граждан социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума. В 1 квартале 2015 года прожиточный минимум пенсионера 6622 рубля, т.е. полуторная величина равняется 9933 рубля.
Бесплатно осуществляется предоставление срочных социальных услуг, а также социальных услуг, услуг по временному обеспечению техническими средствами ухода, реабилитации и адаптации, по обеспечению отдельных категорий граждан протезно-ортопедическими изделиями.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает величину прожиточного минимума.
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и полуторной величиной прожиточного минимума.
Социальные услуги, в соответствии с законом, будут предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг (ст. 17 Закона);
В отличие от предыдущих законов в качестве самостоятельного вида социальных услуг определены срочные социальные услуги (ст. 21 Закона 442-ФЗ), предоставляемые без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.
Гражданин вправе обратиться к иному поставщику, который не включен в индивидуальную программу, но состоит в реестре поставщиков в субъекте РФ, т.е. Свердловской области. Реестр поставщиков ведет министерство социальной политики Свердловской области, реестр находится в свободном доступе в сети Internet.
Закон предполагает осуществление межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.
Закон содержит также нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля.
Смотреть интервью с министром
|