Конкретную цель преследовали мы, путешественники Верхней Пышмы, Балтыма и Среднеуральска, когда поехали в Каменск-Уральский. Этот город – единственный на Урале и второй в России, который производит колокола. Вот мы и хотели познакомиться, так сказать, с уральской столицей колоколов. Но прежде чем попасть на предприятие, изготовляющее эту продукцию, мы побывали в краеведческом музее города.
Музей расположен в красивейшем здании – бывшей конторе Каменского казенного чугунолитейного завода постройки первой четверти Х1Х века. Но вместе с экскурсоводом научным сотрудником, краеведом музея Сергеем Милютиным мы начали свое путешествие по истории развития предприятия и города с ХУП века, когда монахи Долматовского Успенского монастыря начали кустарным способом получать чугун и отливать из него необходимые для жизни изделия.
Однако свое основное предназначение заводу было дано Петром 1 в самом начале ХУШ века - выпускать артиллерийские орудия и снаряды к ним. И с этого времени он стал первым военным, первым пушечным предприятием на Урале, одним из основных поставщиков этих орудий для российской армии и флота. Каменскими пушками оснащались многочисленные объекты. Интересна судьба пушек, изготовленных на этом заводе и участвовавших в экспедиции Витуса Беринга. Несколько таких пушек, найденных на берегах острова Беринга, установлены на красивейшей Никольской сопке в городе Петропавловске-Камчатском. Мне приходилось бывать на этой сопке неоднократно, когда жила на Камчатке.
Каменные пушки и ядра, уникальный первый Герб царской России, отлитый из металла, бытовая утварь, теперь в музее стали экспонатами, страницами истории. Интересны документы, рассказывающие нам о ценах того времени. Любопытно, что бытовой чугун (котлы, сковороды) стоили 16-20 копеек (!), столько же стоил один пуд щуки, а вот пуд карасей стоил 7 копеек, пуд соли – 15 копеек, поросенок – 3 копейки, баран – 18-20 копеек, ведро вина – 2 рубля, ведро пива – 2 алтына ( один алтын – это 3 копейки) и так далее. Узнали мы и то, каким был Каменск-Уральский в годы Великой Отечественной войны, какую лепту он внес в это грозное время. Оказывается, в эти годы Уральский алюминиевый завод был единственным в стране алюминиевым предприятием, обеспечивающим металлом авиацию СССР. В зале, посвященном Великой Отечественной войне, находится много интересных экспонатов: документы, фотографии воинов-земляков, обмундирование солдат. Нам разрешили надеть плащ-палатку или маскировочную куртку и сфотографироваться на фоне имитированного блиндажа.
Затем мы поехали на колокольное предприятие. Официально оно Закрытое акционерное общество «Пятков и Ко», учредителями и основателями которого являются бывшие работники одного из цехов Уральского алюминиевого завода Николай Геннадьевич Пятков и Модест Васильевич Ощуков. Нам показали производство, технологию отливки колоколов разных размеров, а в отделении, где установлены образцы этой продукции, разрешили позвонить и насладиться звуками, которые будоражат душу как православного человека, так и атеиста.
Экскурсия по самому городу Каменску-Уральскому привела нас в настоящий восторг от памятников природы, с которыми мы познакомились, побывав в пансионате «Сосновый бор», и достопримечательностей, к которым относится монумент Пушка – символ города, уникальный одноарочный железнодорожный мост через реку Исеть, архитектурный комплекс старинного Спасо-Преображенского монастыря. А вообще город расположен в живописнейшей местности, на слиянии двух рек Каменки и Исети. Особой гордостью города является его архитектурный облик – зданиями прошлого и позапрошлого веков. В этом облике особое место занимают храмы и соборы. Поразило меня, например, соседство символов советского периода и нынешнего. В центре площади Ленинского Комсомола в 2001 году возведена часовня, нареченная во имя святого князя Александра Невского. И это здорово! Ведь это наша история, которую творили наши предки, родители и создают нынешнее поколение. Очень хочется, чтобы и в нашем городе Верхняя Пышма эту историю не искореняли, не пачкали черной краской, а продолжали ее, оставляя потомкам память ХХ века.
Тамара Бажукова
|